АРМ в прессе. Ирина Сенникова: Образование – специфический бизнес, в нем должно быть желание вкладывать в развитие

Posted: 25 ноября, 2014 in Uncategorized

Ассоциация развития менеджмента собрала международных экспертов и представителей бизнес-школ Беларуси на круглый стол «Развитие бизнес-образования в странах с переходной экономикой». Один из авторитетных специалистов, приехавших в Минск, —Ирина Сенникова, ректор RISEBA (Рижской международной школы экономики и бизнес-администрирования), Вице-президент Международной ассоциации развития управленческого образования CEEMAN, председатель организации EQUAL. При содействии Ассоциации развития менеджмента уважаемый эксперт дала интервью тренинговому порталу «Аспект». 

— Ирина, в сфере Ваших научных интересов — исследования бизнес-среды, возникшей в постсоветской экономике. Есть ли отличия у современного бизнес-образования в постсоветских странах от западноевропейского, например?
— Не могу сказать, что кардинально отличаются. Потому что те 20 лет, которые, наши системы образования, в том числе и латвийская, выстраивали свою модель, сразу ориентировались на европейские стандарты. Я даже думаю, что постсоветские страны оказались, в определенном смысле, в преимущественной ситуации, поскольку создавали новую систему. В Латвии она сразу строилась по принципу: бакалавр-магистр-доктор и в этом смысле отличий кардинальных нет.
Другое дело, все наши страны прошли проблему преподавательского состава. Потому что в советское время были преподаватели, которые зачастую не имели отношения к бизнесу, и,  приходя в аудиторию, давали чисто теоретические знания. Сейчас всё по-другому: студенты с таким не готовы мириться. Они ждут, что, если преподаватель читает им, условно, «международный менеджмент», то у самого преподавателя должен быть опыт или создания предприятия, или работы в международных компаниях, или, по крайней мере, консультирования, что тоже требует большого практического опыта.
Если еще сравнить со старой, советской системой образования, то за это время мир и технологии настолько шагнули вперед, что кардинально изменилась роль преподавателя. Он уже не является информационным источником для студента, а является катализатором, тем человеком, который может заинтересовать студентов, помочь им сориентироваться, вести с ними дискуссию, чтобы в ней рождалась истина.
— Бизнес-образование в стране направлено прежде всего на нужды своего бизнеса. В чем преимущества международных аккредитаций бизнес-школ, вхождения в различные Ассоциации? С подобной темой Вы будете выступать на круглом столе «Развитие бизнес-образования в странах с переходной экономикой» в Минске. 
— Образование – очень регламентируемая вещь. Думаю, что в Беларуси – точно также: любой вуз, бизнес-школа должны соответствовать определенным национальным стандартам – проходить обязательную национальную аккредитацию. И потому очень часто возникает вопрос: для чего вузы берутся за международные аккредитации, потому что это является добровольным, дорогостоящим и занимает очень много и времени и ресурсов.
На мой взгляд, есть несколько преимуществ, которые появляются у вуза с  международной аккредитацией. С одной стороны, – это определенный знак качества. Международное образовательное сообщество знает, что каждая аккредитация подразумевает.
С другой стороны, это важно с точки зрения развития партнерских отношений. Если я, например, ищу вуз-партнер, я смотрю, какие у него есть аккредитации. И это не является снобизмом: вузы, имеющие элитные аккредитации, тоже выбирают себе партнеров, у которых есть такие же аккредитации. Потому что, если мы сотрудничаем, есть обмен студентами, обмен преподавателями. Любой вуз хочет иметь гарантию, что его студент едет в вуз-партнер, и получит там образование, по крайне мере, не ниже качеством, чем в его родном вузе.
Еще очень важное, что дает аккредитация вузу – сам процесс делает вуз или бизнес-школу, его структуру, лучше как учебную организацию. Это дает возможность посмотреть на процессы, определить свои болевые точки. Процесс ведь занимает два года с момента заявки, написания документа, который называется «Самооценка». В этот процесс вовлечены практически все работники, все структуры. Реально – это толчок, который заставляет провести аудит качества и, соответственно, его улучшить. Это заставляет выйти из ежедневной рутины: мы заняты текучкой, а посмотреть на развитие в долгосрочной перспективе не хватает времени, как раз международные аккредитации позволяют это сделать.
Считается, что международные аккредитации важны еще и с точки зрения маркетинга. Из своего опыта говорю, что рынок, например в Латвии, думаю примерно так и в Беларуси, – этого не очень понимает. Поэтому с позиций маркетинга в прямом смысле это использовать нельзя.
— Знакомы ли Вы с белорусским рынком бизнес-обучения? Можете ли Вы его сравнить с латвийским?
У меня нет информации по системе образования Беларуси в целом. Я знакома с бизнес-школой ИПМ, поскольку была экспертом на аккредитации Ассоциации развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN). То, что мы видели на аккредитации – практически соответствует лучшим европейским стандартам.
— В чем секрет успеха бизнес-школы RISEBA, которую Вы возглавляете, ведь она получила международное признание и место в рейтинге 1000 лучших бизнес-школы мира по версии Eduniversal? Готовы ли им поделиться?
Образование как раз отличается тем, что мы готовы, с одной стороны, конкурировать друг с другом, с другой – делиться и историями успеха и тем, что позволяет достигать успеха.
Мы на рынке 22 года, созданы были абсолютно с нуля. Всё, чего мы достигли, всю материальную базу, мы создали благодаря внутренним ресурсам, без внешних вливаний.
Одна из причин успеха: мы с самого начала определили, что мы – международный вуз. И свою систему образования строили исходя из лучших западных образцов, в частности, ориентировались на английскую систему образования, где как раз процессы очень хорошо описаны. Один из наших учредителей был из Манчестера. Можно сказать, мы сразу вступили в бой и учились благодаря нашим английским партнерам: обменивались преподавателями, возили туда студентов. Т.е. был сильный партнер, и мы тянулись к его уровню.
Второе – это создание команды из людей, которые по-настоящему этим горят. Мы – частный вуз и должны быть экономически эффективными, но образование – специфический бизнес и должно быть желание вкладывать в развитие, а не только смотреть на краткосрочное получение прибыли, дивидендов. Практически всё, что мы зарабатывали, мы вкладывали в развитие, что позволило создать серьезную материальную базу и прийти от бизнес-программ к таким программам, как, например, «Аудиовизуальное медиаискусство», «Архитектура». Потому что мы убеждены, что инновации лежат на стыке дисциплин. И если мы хотим, чтобы бизнес был инновационным, то и сама  обучающая инфрастуктура тоже должна быть инновационной. Наш новый девиз: «Мы вуз, где бизнес встречается с искусством», — как раз пытаясь найти синергию между этими вещами.
— Спасибо большое, Ирина, за разговор и за готовность делиться Вашим ценным опытом.
Оригинал статьи находится здесь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s