АРМ в прессе: МВА – для чего, кому и почем?

Posted: 4 декабря, 2014 in Uncategorized

Высокий спрос на бизнес-образование на белорусском рынке побуждает игроков объединяться, вырабатывать общие правила работы и продвигать структурное оформление этого сектора услуг. Российский опыт становления и развития бизнес-образования может быть интересен и белорусским участникам рынка. Президент Российской Ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов рекомендует разработать национальные критерии при аккредитации программ, в частности МВА, и не претендовать на поддержку государства.

«Потребители бизнес-образования – это бизнесмены. И качество образования – это их карьера, способность создавать новые рабочие места, получать прибыль и инвестировать ее», — говорит он.  Господин Мясоедов участвовал в работе круглого стола «Развитие бизнес-образования в странах с переходной экономикой», организованного Ассоциацией развития менеджмента, и любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
— Как отличить на рынке бизнес-школу и тренинговый центр, который предлагает услуги бизнес-образования?
— На законодательном уровне в России нет разграничения понятий «бизнес-школа» и «тренинговый центр», но на смысловом уровне оно существует. Бизнес-школа – это структура, у которой есть свои преподаватели, занимающиеся долгосрочными дипломными программами. Бизнес-школа начинается там, где начинаются программы MBA. А программа MBA – это не менее 600-650 часов аудиторной работы плюс еще в два раза больше неаудиторной. В очно-заочном формате продолжительность этих программ как минимум два года.
Тренинговый центр занимается короткими тренингами. Пройдя один тренинг, слушатель вскоре выясняет, что для получения новых компетенций нужно пройти еще один, потом еще… А бизнес-школа совмещает все эти тренинги в целостную программу. Бизнес- школы дают полный цикл образования – это программы MBA и executive MBA, бакалаврские программы, магистратуры по менеджменту.
Помимо этого, бизнес-школы имеют в своем арсенале разные форматы работы, в том числе  долгосрочные программы MBA, исследования и консалтинг. Бизнес-школа ведет подготовку собственных преподавателей: вузовские преподаватели без переучивания не годятся для преподавания.
— Какова структура рынка бизнес-образования в России?
— На рынке России рынок бизнес-образования распадается на несколько групп игроков. Это бизнес-школы, тренинг-центры и корпоративные университеты. Во всем мире корпоративные университеты растут. Там они концентрируются на системе технических тренингов.
В рамках корпоративных университетов необходимо повышать уровень линейного, среднего или высшего персонала. На нижнем уровне необходимы технические тренинги, на среднем доминирует управленческая техника, на высшем – управленческое мышление. По мировой практике, корпоративные университеты самостоятельно работают со специалистами нижнего уровня, а для работы с топ-менеджерами они объединяются  с ведущими  бизнес-школами. У нас же часто доминирует принцип «все нужно производить самим», хотя это крайне неэффективно. Руководство корпоративных университетов России неохотно идет на сотрудничество с бизнес-школами.
— Как отличить качественную бизнес-школу и МВА от «подделки»?
— Запустить программу МВА в России очень легко, поскольку она не сертифицируется и не аккредитуется государством. Бизнес-школы не выдают государственный диплом. Любая частная или государственная бизнес-школа, институт, университет или курсы могут назвать свою программу «МВА» и начать ее реализовывать. Однако, поскольку в стране уже сложился уровень понимания, что такое МВА, то в социальных сетях постоянно обсуждаются проблему качества программ. Существуют система национальных рэнкингов, многочисленные конференции, где обсуждаются программы МВА, сайты, связанные с бизнес-образованием – поэтому некачественные программы выявляются очень быстро.
Программа МВА – продукт дорогой. Хорошая программа МВА и не может быть дешевой. Ее цель – дать вам новое видение, помочь выработать новый взгляд на проблемы своего бизнеса, и для этого она должна раскачать сознание руководителя. Программа МВА – это всегда синергетический эффект большой команды сыгранных преподавателей-практиков. В основном составе бизнес-школы не должно быть более 30% собственных преподавателей. Остальные должны быть представителями тренинговых, консалтинговых и коучинговых центров, которые всегда охотно идут на сотрудничество с бизнес-школами. Это дает большие возможности для слушателей.  Кстати, если подсчитать затраты слушателей, удельный час программы в тренинговом центре стоит дороже, чем час «длинной» программы в бизнес-школе.
— Чем отличается МВА от других моделей бизнес-образования?
— МВА строится на раскачивании сознания, на «неявных знаниях». Это как скрипка Страдивари, которую невозможно воссоздать, даже полностью скопировав. В бизнес-школе собрана большая группа талантливых людей, своеобразный оркестр, который создает синергетический эффект. Именно этот эффект позволяет хорошей бизнес-школе удержаться на рынке.
На государственные деньги такие проекты копируются, но конструкция не работает. Госзаказ и программа МВА – это взаимоисключающие продукты. Госзаказ на создание программы бизнес-образования обычно получают крупные университеты. Навряд ли на выходе получается пригодный продукт. Чего-то ему не хватает, как летательному аппарату, который сконструирован правильно, не может взлететь. В нашей бизнес-школе преподаватели оцениваются по десятибалльной системе. Если преподаватель в течение двух раз получает оценку ниже «7», то мы мягко, не обижая преподавателя, больше его никогда не приглашаем. И преподаватели это знают.
— Как сертифицируются бизнес-школы и программы MBA в России, легко ли получить такой сертификат?
— Существуют международные стандарты МВА. И, если мы говорим, что мы конкурируем в рамках глобального пространства, то мы должны играть по общим правилам. Российская Ассоциация бизнес-образования осуществляет неформальную аккредитацию бизнес-школ. Мы обратилась к ведущим ассоциациям работодателей – российскому Союзу промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной Палате, Ассоциации российских банков, Деловой России  и другим, и вместе с ними разработали аккредитационную систему. Мы запросили у ведущих европейских ассоциаций право взять за основу их параметры. На 90% мы требуем то же самое, что и британская ассоциация AMBA и американская AACSB. Остальное —  наша специфика. Количество часов, основные дисциплины, количество кейсов – жестко зафиксировано.
У нас тройная система контроля при проверке. Нас интересует, действительно ли профессора учат студентов по заявленным программам, действительно ли выпускники получают потом карьерный рост, правдиво ли рассказывает нам об этом администрация школы. Приезжает команда, и в одно и то же время приглашает на собеседование представителей администрации, выпускников, слушателей и преподавателей. И нестыковки, если они есть, видны через десять минут. В этом случае аккредитация не выдается. В этом процессе участвуют аккредитованные, специально обученные на знание ключевых параметров программы МВА эксперты, представители бизнеса, журналисты. Считаю такую систему аккредитации самой лучшей. При этом в России есть несколько известных бизнес-школ, руководители которых принципиально не хотят заниматься аккредитацией, поскольку уже завоевали имя на рынке.
— Как определить эффективность работы бизнес-школы, принесло ли пользу собственнику или менеджеру обучение по программе МВА?
— Эмоциональный интеллект, все, что связано с нашим сознанием и подсознанием, очень плохо поддается каким-либо замерам. Но косвенно эффективность бизнес-школы измерима. По показателю карьерного роста среднего выпускника и росту доходов выпускников. Еще один параметр – каков процент людей, которые идут к вам учиться по совету своих близких друзей. Если люди перестали идти к вам по совету близких друзей, значит, программу надо менять. Постоянные встречи с выпускниками, диалог о том, чего не хватило им во время обучения, позволят вовремя скорректировать программу с учетом требований бизнес-сообщества.
Автор статьи — Татьяна Калиновская
Оригинал находится здесь.

- комментарии
  1. Предлагаем расширить сферу бизнес-образования на базе Института повышения квалификации Минторга: государственная аккредитация, самофинансирование+поддержка министерства, прекрасный аудиторный фонд в Центре (ул. Замковая, м. «Немига»), дружный коллектив квалифицированных преподавателей. Институт проводит также исследовательскую работу.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s