АРМ в прессе. Почему у государства растет интерес к неформальному образованию?

Posted: 29 декабря, 2014 in Uncategorized

Лет десять назад в Беларуси идея обучения пожилых людей компьютерной грамотности воспринималась как утопия. Сегодня получить новые знания, представляющие интерес в различных сферах жизни для граждан всех возрастных категорий, становится все проще благодаря распространению идей неформального образования.

В белорусском законодательстве нет официального определения термина «неформальное образование» (НФО), и эксперты склоняются к мысли: не стоит пытаться определить то, чего определить нельзя – нужно просто делать свое дело. А время все расставит на свои места.

Сверхзадачу, которую преследует НФО, на недавно прошедшем V фестивале неформального образования озвучил председатель Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрий КАРПИЕВИЧ: «Самое главное – это постоянное развитие личности, получение образования на протяжении всей жизни. Для нас очень важно сейчас достучаться до общества, чтобы оно признало общественную пользу НФО».

Показательные примеры

Достучаться до общества можно только убедив его в необходимости и полезности какой-либо идеи. В случае с НФО это сделать проще простого. «Фактически благодаря НФО в Беларуси произошло развитие сферы агроэкотуризма, — рассказал Дмитрий Карпиевич. – Десять лет назад в стране только порядка двадцати человек занимались агроусадьбами: некоммерческие общественные организации обучали хозяев усадеб, устраивали для них зарубежные поездки по перениманию опыта, а сегодня эту идею подхватили на государственном уровне. Еще один пример – деятельность, которой занимается Международная ассоциация менеджмента недвижимости в Беларуси…» Например, если около четырех лет назад о необходимости арендного жилья только-только начинали говорить на семинарах, проводимых ассоциацией, то сегодня это — государственная политика, разъяснил исполнительный директор ассоциации Геннадий КАЛЕНОВ.

Кроме того, государственный сектор сегодня все чаще обращается за советом к специалистам из сектора НФО. Так, представители Ассоциации развития менеджмента, объединяющей провайдеров бизнес-образования взрослых, были приглашены Министерством экономики Беларуси в рабочую группу по разработке концепции бизнес-образования. «Одной из ключевых идей концепции, которая сейчас находится на рассмотрении в Совете министров, – перевод контроля за сегментом дополнительного бизнес-образования взрослых под юрисдикцию Министерства экономики, — рассказалапредставитель Ассоциации развития менеджмента Дарья КУЗЬМЕНКОВА. – Отмечу, что в ходе работы над концепцией представители государственного сектора могли в любой момент позвонить представителям ассоциации по волнующим их вопросам и получить необходимые консультации».

Что мешает развитию НФО?

Директор Института неформального образования (Израиль) Дима ЗИЦЕР убежден: государство не заинтересовано в развитии НФО, ему гораздо выгоднее продолжать уже сложившуюся в формальном образовании модель, которая при этом у современных детей не пользуется авторитетом. «Я не являюсь экспертом в области образования Беларуси, но что касается, например, России, то дети не любят официальную школу, и когда заканчиваются уроки, они бегут оттуда что есть мочи, — продолжил Дмитрий Зицер. – Почему так происходит? Потому что предлагаемые образовательные модели и методики не способны взаимодействовать с детьми неформально, а именно: взять в расчет интересы детей, учителей и построить на этом образовательный процесс. НФО – это такой подход в образовании, который позволяет преподавателю включить обучаемого человека в процесс, в результате которого и преподаватель, и ученик понимают, к какой цели и зачем они движутся. Кроме того, образовательный процесс должен происходить относительно сегодняшней системы координат, здесь и сейчас. Тогда можно говорить о современном, актуальном образовании».

Дима Зицер убежден, что НФО будет нелегко пробивать себе дорогу: «Сегодня на наших глазах происходит крушение образовательной системы, и если государство и обратит внимание на НФО и будет что-то делать в этом направлении, то только по той причине, что испугается, как бы не оказаться самому под обломками этой системы».

Глава тренингового центра «Квадратный апельсин» Василий ПРОНЬ основную проблему НФО видит в том, что большинство населения не горит желанием менять свою жизнь и получать новые знания: «Многие люди комфортно чувствует себя в своем привычном состоянии, поэтому основной вызов для НФО, да и формального образования тоже, – побудить людей к тому, чтобы они захотели что-то поменять, чтобы у них возникла в этом потребность».

Эксперт в области НФО из Германии Хайке ДОЙЛЬ, основываясь на собственном опыте, предостерегла белорусских коллег: «Будьте готовы к тому, что сфера НФО будет бюрократизироваться: в работе нужно будет использовать больше документов, заполнять больше формуляров… Определенную опасность я вижу и в том, что НФО станет более востребовано у тех людей, которым необходимо приобрести профессиональные навыки. Это, в свою очередь, ограничивает сектор НФО в разработке планов работы и образовательных программ».

Новая профессия? Пожалуйста

Уже сегодня можно говорить о том, что обучающие курсы, предлагающие получение основ новой профессии за короткий срок и разумную стоимость, пользуются большим спросом среди взрослого населения. «Особенно на рынке труда востребованы рабочие специальности – это порядка 70% вакансий, — рассказала «АиФ» директор Образовательного и кадрового центра «Новое завтра» Ольга РУДЬ. – Кроме того, очень востребованы специалисты в сфере продаж, логистики, внешнеэкономического регулирования, дизайна и IT-технологий. Ежемесячно от предприятий приходит порядка 30 заявок на тех или иных специалистов, которых после окончания курсов сразу готовы взять на работу.

Как правило, на курсы приходят люди 25-40 лет, в частности, много женщин, которые находились в отпуске по уходу за ребенком или были домохозяйками и были исключены из активной трудовой деятельности. В текущей экономической ситуации они выходят на рынок труда, чтобы увеличить совокупный доход семьи, а также самореализоваться».

Не только для работы

Однако хотелось бы знать, оправданы ли опасения Хайке Дойль, предположившей, что НФО в Беларуси будет наиболее востребовано у тех, кто планирует освоить новую профессию.

Безусловно, для развития разносторонней и гармоничной личности недостаточно лишь профессиональных навыков. Получать новые знания и умения можно и нужно в абсолютно разных сферах, например, в области истории, в которой немало белых пятен.

«Историческая мастерская в Минске – активный игрок на поле НФО, участвующий в воспитательно-образовательной работе: мы, в частности, проводим для учащихся экскурсии по территории Минского гетто, а для учителей предоставляем дополнительные возможности для повышения квалификации, — в продолжение темы рассказал кандидат исторических наук Александр ДОЛГОВСКИЙ. – Наша основная задача – интегрирование белорусской истории в контекст европейской культуры памяти с целью популяризации ее в европейском пространстве.

В 2014 году на базе Исторической мастерской было начато создание электронного архива, состоящего из историй людей, депортированных во время Второй мировой войны из ряда европейских стран и уничтоженных в Минском гетто и лагере смерти «Тростенец». Все эти жизненные истории планируется интегрировать в образовательный процесс как на базе Исторической мастерской, так и в отечественных школах и вузах. На сайте Исторической мастерской http://www.gwminsk.com/ можно скачать различные методические пособия или публикации, способные оказать помощь в проведении занятий или самостоятельных исследований истории Минского гетто. Судьбы многих жертв национал-социализма до сих пор неизвестны, поэтому формирование коллекции трагических судеб проводится сотрудниками мастерской на постоянной основе по мере поступления новых документов, и всеми этим данными может воспользоваться любой желающий.

Архив станет частью выставки «Тростенец», работа над которой сейчас в самом разгаре. «Выставка должна способствовать долговременной воспитательно-образовательной работе с молодежью и развитию белорусской музейной педагогики, — так определил задачи НФО Александр Долговский.

Автор статьи — Юлия Тельтевская

Оригинал статьи находится здесь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s