АРМ в прессе. Платит тот, кто хочет заработать.

Posted: 1 июля, 2015 in Uncategorized

Экономические проблемы вынудили компании сокращать затраты на обучение сотрудников. Как следствие, заказчиками бизнес­-образования все чаще выступают сами граждане.

ПАВЕЛ ДАНЕЙКО, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР БИЗНЕС-­ШКОЛЫ ИПМ:

Много лет Беларусь жила в условиях дефицита кадров, когда компании боролись за квалифицированный персонал. Найти сотрудника было трудно, поэтому обучение рассматривалось как часть социального пакета и оплачивалось преимущественно предприятиями. Теперь ситуация изменилась и, возможно, надолго. Работодатели стали более взвешенно подходить к расходам на развитие персонала.

Теперь сотрудники сами начинают инвестировать в свое обучение, чтобы повысить квалификацию и привлекательность на рынке труда. Мы переходим к принятой во всем мире практике, в соответствии с которой основную часть расходов на образование несут те, кто заинтересован в трудоустройстве на более высокооплачиваемую работу. Ведь квалификация работника — это его зарплата.

Белорусское бизнес-образование имеет свою специфику, так как выросло не из университетов, а из частных тренинговых центров, обслуживавших частный сектор экономики. Последний, к слову, успел окрепнуть и дает, по моим оценкам, около 40 % ВВП страны. «Алютех», «Евроопт» — это уже не малый и не средний бизнес, а огромные компании.

Тем не менее в стране действует нормативная база с соответствующей системой контроля и стандартов, созданная преимущественно под государственные центры повышения квалификации. Да, 10 лет назад такие центры были оправданны, поскольку они использовали бюджетные деньги. Теперь же контроль перешел в руки рынка: как потребитель образования, гражданин оценивает качество бизнес-обучения, исходя из того, устроился ли он на более высокооплачиваемую работу, а компании — исходя из финансового результата: увеличились ли у них выручка и прибыль.

Такая ситуация требует пересмотра правил лицензирования и аккредитации профессиональных участников сферы бизнес-образования. В частности, устарели и нуждаются в изменении требования к количеству преподавателей с учеными степенями. В современной практике преподавателями все чаще выступают бывшие руководители компаний. Как правило, у них нет степеней, но они обладают огромным опытом работы, который важен для бизнесменов.

Чтобы соответствовать требованиям времени, ключевые игроки бизнес-образования Беларуси создали Ассоциацию развития менеджмента, которая ведет диалог с государством об изменениях в сфере образовательных услуг. Ассоциация будет поддерживать развитие бизнес-школ, в том числе их менеджмента, исследовать рынок бизнес-образования. Мы приглашаем учебные центры компаний подключиться к данной работе.

Конечная цель — повышение конкурентоспособности отечественного бизнес-образования, ведь ему сегодня приходится сталкиваться не только с внутренней, но и с внешней конкуренцией. С развитием дистанционных форм обучения многие белорусы стали пользоваться услугами иностранных компаний.

Думаю, бороться за конкурентоспособность образования должны и профессиональные участники рынка, и государство. Бизнес-школы могут делать это посредством совершенствования образовательных программ, форм обучения, в том числе распространения комбинированных очно-заочных занятий. В ряде дисциплин, таких как управление персоналом или маркетинг, важно понимать национальные особенности. Мотивацию белоруса не построишь на кальке американской системы мотивации персонала. Мы все еще пытаемся понять, что нужно белорусу, поэтому проводим соответствующие исследования.

Помимо упрощения требований аккредитации, государство может уточнить организационно-правовой статус бизнес-школ. Пока все они существуют в формате учреждений образования, которые отличаются от привычных для инвестора субъектов хозяйствования, что не позволяет привлекать инвестиции частного бизнеса. В целом у регулятора есть немало возможностей для создания условий, стимулирующих отрасль.

Оригинал статьи находится здесь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s